Основы экологии
Самостоятельная работа
Какую роль абиотические факторы играют в жизни растений и животных (подготовить сообщение).
Откуда организмы получают энергию и как они её расходуют, (подготовить сообщение). Труды В.И. Вернадского, (подготовить реферат)

Учебник Общая биология, 10-11 класс, Д.К. Беляев, раздел: Основы экологии, § Сообщества, Биогеоценоз. Смена экосистем. Агроценозы. Прочитать, законспектировать, ответить на вопросы в конце §.

Практическое занятие по теме «Свойство биогеоценозов и смена экосистем».
Изучение и описание экосистемы своей местности.
Цель работы: 1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз;
2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значение в природе и жизни человека.
Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.
Ход работы.
1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав растений.
2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.
П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.
2)Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений Организмы, вступающие во взаимоотношения Значение
симбиоз
микориза
паразитизм
хищничество
конкуренция

3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.
1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,
отметьте цепи питания).
1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.
У. Вывод. Что такое дубрава?

Практическое занятие по теме «Искусственные биоценозы. Агроценозы».
Выявление типов взаимодействия разных видов в данной экосистеме (на примере дубравы).
Цель работы:
1) изучить структуру биоценоза дубравы, рассмотреть показатели, характеризующие биоценоз;
2)выявить многообразие межвидовых взаимоотношений, определить их значение в природе и жизни человека.
Оборудование: таблица «Биоценоз дубравы», гербарные растения и коллекции животных данного биоценоза, инструктивные карточки.
Ход работы.
1. 1)Выделите ярусы леса и опишите каждого яруса видовой состав растений.
2)Отметьте, от каких факторов зависит ярусность леса.
П. 1)Отметьте видовой состав животных в каждом ярусе.
2)Приведите примеры влияния растений на животных и животных на растения. Данные внесите в таблицу.

Виды взаимоотношений Организмы, вступающие во взаимоотношения Значение
симбиоз
микориза
паразитизм
хищничество
конкуренция

3)Запишите примеры пищевых цепей в ярусах.

1П. 1)Охарактеризуйте нижний ярус леса (подстилку, почву, их обитателей,
отметьте цепи питания).
1У. Объясните значение леса в природе и жизни человека.
У. Вывод. Что такое дубрава?